+7 (495) 660-1112 aer-a-info@rosatom.ru
6
июля 2020

Секреты профессии

Юрий Кудлай возглавляет цех по ремонту турбинного оборудования «Волгодонскатомэнергоремонт» уже на протяжении 8 лет. Всё это время он совершенствует работу по созданию безопасных и здоровых условий труда для персонала в процессе выполнения производственных задач.

На счету Юрия Анатольевича не один десяток ремонтных кампаний на Ростовской АЭС. Ежегодно, под его руководством, цех по ремонту турбинного оборудования «Волгодонскатомэнергоремонт» выполняет техническое обслуживание и ремонт крупногабаритных элементов турбинной установки. Юрий Кудлай поделился некоторыми секретами ремонта турбины в период плановых остановов.

Маркировка деталей. Более 1000 деталей турбины, одинаковых по форме и размерам - гайки, кольца, вкладыши подшипников во время работы изнашиваются по-разному, прирабатываясь к смежным деталям, поэтому при сборке их следует ставить на прежние места. Слесари маркируют разобранные элементы турбинного оборудования, нанося условные знаки. В результате - гайка, болт или шпилька и отверстие в крышке цилиндра обозначены одной цифрой, что гарантирует сборку болтов и шпилек с теми же гайками на прежних местах.

Дефектоскопия. Чтобы обнаружить в стальных деталях невидимые глазом трещины, расслоения и другие дефекты, применяются различные методы неразрушающего контроля. Благодаря такой проверке легче выявить детали, требующие замены.

Нагрев деталей. Используя оборудование индукционного нагрева для шпилек цилиндров высокого и низкого давления, слесарь демонтирует один элемент всего за 20 минут. Нагрев производится быстро, но слишком сильный нагрев может привести к образованию окалины, препятствующей отвертыванию. Чтобы этого избежать, операцию выполняют только опытные ремонтники.

Крепление болтами. При многоболтовом креплении важно, чтобы все элементы были затянуты с одинаковой силой, иначе в соединяемых деталях возможны перекосы, появление неплотностей и трещин. Главное правило крепежа  – гайки закрепляются одним и тем же слесарем, чтобы он, чувствуя силу затяжки, закрепил их равномерно.

Сварка металлов. Во время плановых ремонтов часто возникает необходимость применения сварки: для соединения металлических частей между собой или восстановления износившихся деталей.

Шплинты, замки и пружины.  В период сборки турбоагрегата особое внимание уделяется недопустимости самопроизвольного отвертывания крепежа. Каждый слесарь по ремонту применяет в работе многочисленные виды стопорения крепежа – шплинтование гаек, контрольные шпильки, пружины.

Шабровка и полировка. Для достижения плотности и чистоты поверхностей, взаимно соприкасающихся деталей, слесарь выполняет трудоёмкие работы по шабровке, притирке и полировке элементов турбины. Шабровка – это снятие шабером очень тонкой стружки толщиной 0,002-0,005 мм.

Таким образом, Юрий Кудлай обозначил 7 основных принципов ремонта турбинного оборудования. Если учитывать мощности энергоблоков и размеры турбоагрегатов, то работа по техническому обслуживанию данного оборудования требует слаженного взаимодействия коллег. Когда приходят молодые специалисты, каждый опытный сотрудник делится своими навыками и знаниями, и Юрий Кудлай – не исключение.

«Только через живое взаимодействие можно предать профессиональные компетенции и опыт новым работникам», - считает сам Юрий Анатольевич.